Рекомендации

по подготовке и проведению празднования 75-й годовщиныосвобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Республики Беларусь

 

В 2019-2020 годах отмечается 75-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 года № 408 «О Республиканском организационном комитете» создан Республиканский организационный комитети утвержден План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Министерством образования Республики Беларусь разработан и направлен в учреждения образования План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в соответствии с которым необходимо разработать региональные Планы, в реализацию которых должно включиться каждое учреждение образования.В плане учреждений образования по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, необходимо предусмотреть:

проведение акций и мероприятий гражданской и военно-патриотической направленности;

шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих;

активизацию поисково-исследовательской и туристско-краеведческой работы;

использование потенциала музеев учреждений образования;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями;

проведение военно-спортивных мероприятий;

участие в республиканских и проведение региональных мероприятий во взаимодействии с территориальными комитетами ОО «БРСМ»;

создание на сайтах учреждений образования специального раздела (рубрики) «Великой Победе – 75», освещение на сайтах и информационных стендах учреждений образования мероприятий, посвященных празднованию юбилейных дат.

Организация воспитательной работы в учреждениях образования страны, посвященной 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне

При подготовке к празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне особое внимание следует уделить использованию воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин.Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих обширную теоретическую базу для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего Беларуси. Значительное внимание при изучении учебных предметов необходимо уделить темам, отражающим вклад белорусского народа и других народов Советского Союза в Победу над фашизмом, историческое значение партизанского движения, миролюбивую политику Республики Беларусь на современном этапе.

Актуальным будет проведение интегрированных уроков, которые дают возможность обсуждения с обучающимися событий Великой Отечественной войны, способствуют объективной оценке итогов Второй мировой войны. Особую роль в формировании гражданских и патриотических качеств обучающихся и укреплении исторической памяти играют факультативные занятия«Мое Отечество», «Защитник Отечества», «Школа защитника Отечества»,«Юный пограничник», «Военный перевод»,занятия в объединениях по интересам. В рамках занятий рекомендуется уделить внимание углубленному изучению разных периодов военной истории страны, занятиям, направленным на приобретение практических знаний и умений, физической и психологической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Ценностным ориентиром при подготовке мероприятий в учреждениях образования является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за свой народ, осознания каждым обучающимся ответственности за судьбу своей малой родины и страны. При организации воспитательной работы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

На I ступени общего среднего образованиярекомендуется использовать игровые и познавательные формы деятельности, проводитьконкурсы чтецов, рисунков, встречи-чествования ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам», тематические беседы «С чего начинается память о войне»,«Маленькие герои большой войны», «Герои живут рядом», заочные путешествия «Беларусь партизанская», «Дорогами войны»и т.д.

В воспитательной работе сучащимися на II и III ступенях общего среднего образования особое место необходимо уделить информационно-пропагандистской работе: проведению мероприятий по тематике Великой Отечественной войны в форме информационного часа, устного журнала, тематической лекции и др.; просмотру и обсуждению хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных военным и послевоенным событиям; проведению фестивалей патриотической песни,презентаций визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», литературно-музыкальных гостиных;организации конкурсов эссе, сочинений,рисунков, тематических выставок, посвященных событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества. При проведении мероприятий рекомендуется использовать информацию о подвигах земляков, тружеников тыла, неизвестных героев, о которых можно узнать только из архивных и семейных документов.

При планировании воспитательной работы рекомендуется учитывать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат.

Справочно:

День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне– 27 января, День памяти юного героя-антифашиста – 8 февраля, День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля, День защитников Отечества – 23 февраля, День освобождения узников фашистских концлагерей – 11 апреля, День памяти жертв Холокоста – 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая, День памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны) – 22 июня, День Независимости Республики Беларусь – 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма – второе воскресенье сентября и др.

26 июня 2019 годаисполняется 45 лет со дня присвоения г. Минску почетного звания «Город-герой». Учреждениям образования рекомендуется в течение учебного года организовать работу, направленную на изучение обучающимися прошлого и настоящего Минска, формирование у них чувства уважения и гордости за столицу нашей Родины. Этому будет способствовать организация экскурсий по г. Минску «Минск – город-герой», «Знать, чтобы помнить», «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы» (с посещением мемориальных комплексов «Тростенец», «Яма», «Масюковщина»); организация экскурсий в мемориальный комплекс «Хатынь», мемориальный комплекс «Курган Славы»; организация фото- и видеоконкурсов, репортажей «Мой город» и др.

2020 год объявленГодом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Содружестве Независимых Государств. Учреждениям образования рекомендуется в сентябре 2019 г. и мае 2020 г. провести единые уроки Памяти, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов с привлечением представителей ветеранских организаций.

Шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих

Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войнывсегда была первоочередной задачей как государства, так и каждого гражданина нашей страны. Необходимо во всех учреждениях образования организовать шефство поисковых отрядов, клубов, пионерских дружин и территориальных организаций ОО «БРСМ»над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, ветеранами труда, пожилыми людьми.

Должное внимание необходимо уделять развитию тимуровского и волонтерского движения обучающихся, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных на оказание посильной адресной помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны: уборка сельских подворий, домов, обработка приусадебных участков; уход за одиноко проживающими ветеранами; организация торжественных мероприятий (акции «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом») и др.

Ценнейшим историко-краеведческим материалом являются воспоминания участников Великой Отечественной войны, их родных и близких, полученные в ходе интервью, бесед, рассказов. Поэтому актуальным остается пополнение фонотек «Живые голоса истории войны», состоящих из воспоминаний участников и очевидцев военных событий,их родственников, которые записываются на аудио- и видеоносители.В социальных сетях могут создаваться специальные странички, интернет-проекты, посвященные периоду войны, где возможно размещение исторических фактов, архивных хроник, воспоминаний участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны, фотографий и писем героев войны и тружеников тыла.

Одним из направлений воспитательной работы учреждений образования и объединений учащихся являетсяпроведение акций по благоустройству и наведению порядка в местах расположениямемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских могил, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории соответствующих регионов.

Необходимо продолжить сотрудничество с местными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений и уточнению информации о погибших, числящихся в воинских захоронениях как неизвестные.

В рамках реализации этой работы в 2019 году поисковым группам учреждений образования рекомендуется изучить и описать памятники военной истории на территории региона и создать интерактивные карты, содержащие описание и фотографии изученных объектов. Собранный материал будет способствовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и может стать основой для участия в республиканском конкурсе «Не меркнет летопись Побед» (номинация «Звездочка на карте района»).

Увековечение памяти погибших защитников Отечества и жертв войны. Организация поисково-исследовательскойитуристско-краеведческойдеятельности. Музейная педагогика

Важным направлением в подготовке к празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войнеявляется организация поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностиобучающихся.

Поисково-исследовательская деятельностьобучающихся в учреждениях образования должна осуществляться через функционирование научных обществ учащихся, поисковых клубов, отрядов и групп«Поиск», «Следопыт»,«Юный патриот», «Нашчадкi перамогі» и др. В рамках деятельности по установлению имен, судеб и мест захоронений воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны, целесообразно продолжать организацию работы обучающихся в архивах учрежденийРеспублики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, а также работы со сведениями, представленными на сайте ОБД «Мемориал» и др.

Справочно:

www.obd-memorial.ru (обобщенный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период), podvignaroda.mil.ru (информационный ресурс, наполняемый документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах воинов Великой Отечественной войны), www.pomnivoinu.ru (на сайте размещены отчеты о путешествиях по местам сражений, рассказы о посещении памятников и музеев, о поездках по городам-героям, о деятельности поисковых отрядов, материалы о героях войны, интересных исторических фактах), www.pomnite-nas.ru (содержит информацию о памятниках, братских могилах, их описание и фото) и другие.

Для активизации поисково-исследовательской работы по установлению имен, судеб и мест захоронений погибших в годы Великой Отечественной войны учреждениями образования проводятся Вахты памяти – памятные церемониалы (митинги) у мемориалов, обелисков воинской славы, братских могил воинов, павших в годы Великой Отечественной войны,с участием представителей общественных организаций, ветеранов-фронтовиков, воинов-интернационалистов.

Обращаем внимание, что проводить поисковые работыв местах, где проходили боевые действия, можно только совместно с представителями 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь.

Рекомендуем продолжить практику проведениятуристских походов, звездных походов, слетов, экспедиций, тематических праздников.Во время проведения походов, экспедицийобучающиесяпод руководством педагогов,с участием представителей воинских частей, родителями проводят поиск боевых реликвий, фронтовых фотографий, документов, личных вещей, наград; встречаются с очевидцами и участниками событий или их родственниками, проводят опросы населения; устанавливают неизвестные и забытые захоронения воинов; принимают участие в устройстве и благоустройстве могил, воинских захоронений, установлении мемориальных знаков и памятников.

Одной из составляющих воспитательного пространства учреждения образования является организация экскурсий для обучающихся. С целью ознакомления с историей и культурой нашей страны, ее героическим прошлым и трагическими страницами периода Великой Отечественной войны рекомендуется в течение года организовывать тематические экскурсии,в т.ч. в Брестскую крепость, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Государственныймузей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Тростенец», региональные объекты воинской славы, музеи учреждений образования.

Целесообразно использовать образовательные программы, экскурсионные маршруты и маршруты походов, разработанные учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, в т.ч. ресурсы сайта Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/), региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля с учетом перечня экскурсионных объектов и туристических маршрутов,рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (https://edu.gov.by/).

Важным ресурсом в реализации воспитательной работы в учреждениях образования является использование потенциала музейной педагогики.Работа в музее учреждения образования способствует формированию у обучающихся практических навыков поисковой и исследовательской деятельности через участие в оформлении экспозиций музеев, пополнении их фондов, проведении экскурсий, организации общешкольных мероприятий и др. Сделать накопленный материал интереснее и нагляднее для обучающихся позволяет проведение в музеях уроков мужества, лекций, мини-спектаклей, торжественных мероприятий в обстановке представленной исторической эпохи (встречи с ветеранами, вступление в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», «Вахты памяти» и др.).

Справочно:

Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» издан сборники«Музеи боевой славы учреждений образования Республики Беларусь» и «Краеведческие музеи учреждений образования Республики Беларусь», сборник «Сохраняя память…» с кратким описанием экскурсионных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны на территории Беларуси, сборник
«70-летию Победы посвящается…» по материалам республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны». Материалы сборников рекомендуется использовать при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях образования, а также включать музеиучреждений образования в экскурсионные маршруты.

Руководителям музеев учреждений образования необходимо организовать работу обучающихся по сбору документов, материалов и вещественных предметов. Важно предусмотреть изучение деятельности партизанских отрядов, соединений и подпольных групп, действующих в годы Великой Отечественной войны на территории региона, исследование судебземляков – участников боевых действий, тружеников тыла, партизан, подпольщиков, узников Великой Отечественной войныи др.

Музеям военно-исторического профиля (музеям, которые имеют экспозиции, посвященные военной истории разных периодов) рекомендуется принять участие в республиканском конкурсе музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» (http://rctkum.by/).Заключительным мероприятием конкурса станет участие лучших региональных музеев учреждений образования в республиканском форуме музеев учреждений образования «Память народа в надежных руках молодых», который состоится в мае 2020 года. Для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования будет организован республиканский конкурс виртуальных музеев «Великая Победа: 75 мирных лет!» (http://ripo.unibel.by/).

Взаимодействие учреждений образования с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь

С целью повышения качества допризывной подготовки, повышения эффективности военно-патриотического воспитания и проведения профессиональной ориентации учащихся учреждениям образования необходимо продолжить сотрудничество с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Эффективности военно-патриотического воспитания учащихся должны способствовать создаваемые в учреждениях образования объединения по интересам военно-патриотического профиля, проводимые военно-спортивные игры«Орленок» и«Зарница», «Бастионы мужества», участие в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборий «Защитник Отечества», участие в соревнованиях среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер» и др.

В целях военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на примерах боевых подвигов воинов-интернационалистов в период с 14 по 23 февраля 2019 года в учреждениях образования страны запланировано проведение мероприятий республиканской декады «Непобедимая и легендарная», посвященной 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.Рекомендуется совместно с общественным объединением «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», благотворительным фондом помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», общественным объединением«Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане«Память и долг»проводить работу по увековечению памяти погибших воинов-интернационалистов, создавать уголки памяти, экспозиции в музеях учреждений образования, организовывать концертыи митинги-реквиемы, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) и Дню защитника Отечества (23 февраля), осуществлять показ военной техники и вооружения времен Великой Отечественной войны.

Для старшеклассников рекомендуется предусмотреть при поддержке представителей воинских частей, воинов-интернационалистов проведение цикла бесед, уроков мужества на темы«Отечеству служим»,«Наш вклад в Победу»,«Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны»,«Афганский конфликт, как это было?»и др.; открытый микрофон«Есть такая профессия ‒ Родину защищать»; дискуссии«Время выбрало нас»; сочинения-размышления«Солдатскому долгу остались верны…»; организацию встреч-чествований военнослужащих земляков, воевавших в Афганистане, и др.

В соответствии с приказом Министра обороны Республики Беларусь от 18 июня 2015 г. № 762 «О закреплении соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил за учреждениями образования Республики Беларусь» воинская часть устанавливает взаимодействие с учреждениями образования по вопросам допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания.

В учреждениях образования необходимо разработать план мероприятий, включающий совместное проведение с воинскими частями и подразделениями торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам, Дней открытых дверей, Дней призывника; организацию регулярных встреч военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов с учащимися; проведение слетов, лагерей оборонно-спортивного профиля, спортивных мероприятий, концертов, конкурсов и др.Содействие в гражданском становлении, патриотическом воспитании подростков, формирование нравственно-правовой культуры молодых людей, их подготовка к воинской службе, обучение основам безопасности жизнедеятельности оказывают лагеря военно-патриотической направленности. Рекомендуем продолжить практику проведения оборонно-спортивных лагерей совместно с воинскими частями и подразделениями.

Завершить подготовку и проведение мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне необходимо празднованием Дня освобождения Беларуси (3 июля) и Дня Победы (9 Мая) в учреждениях образования. Необходимо предусмотреть приглашение участников Великой Отечественной войны, представителей воинских частей и подразделений, организацию поздравительных, концертных программ и др., что будет способствовать наполнению мероприятий особой эмоциональной атмосферой, развитию активной гражданской позиции обучающихся и патриотическому воспитанию в целом.

Добавить комментарий