Проблема насилия в семье
Насилие в семье, в классической схеме, имеет форму круга. Вначале происходит случай, например – ударил, потом наступает «медовый месяц» с присутствующими извинениями (я не прав, погорячился…). Далее, напряжение нарастает, и ситуация повторяется. Круг замыкается. Такие отношения могут продолжаться довольно долго, и «жертва» будет продолжать надеяться и верить, что человек изменится.
Отвержение
В семейных отношениях, как средство манипуляции другим человеком, можно встретить такое поведение, как унижение, через обесценивание личности. К унизительному поведению можно отнести оскорбление, пренебрежение, безразличие и прозвища. Каждый из этих аспектов в разной степени подавляет и травмирует личность.
Полученная эмоциональная травма, сопровождается глубокой обидой и тайным желанием мести. Дети, не способные противостоять родительскому авторитету, выплескивают свою обиду и злость на сверстников, или тех, кто их младше или слабее.
Ряд запретов
Каждый из членов семьи, имеет свои потребности, только вот, удовлетворяются ли они, это уже отдельный разговор. Навязывание своих интересов, удовлетворение собственных амбиций вопреки желанию другого человека, порождает напряжение во взаимоотношениях.
Родители имеют привычку, выбирать за ребенка их интересы, и в некоторых ситуациях, это вполне нормально, если это не противоречит воле ребенка (я лучше знаю, что тебе нужно!).
Отсутствие здоровой модели поведения между мужчиной и женщиной
Основная функция родителей, это ролевой образец для детей. Модель поведения родителей, копируется, и переносится ими во взрослую жизнь. Если отсутствует один из родителей, то у ребенка не формируется опыт отношений. У него нет опыта «вхождения» в отношения, выход из кризисных ситуаций, примирение…
Манипулирование детьми
Любой вид манипулирования детьми, является насилием к детям
(если ты не уберешь в комнате, то гулять сегодня не пойдешь).
Таким образом родители управляют детьми, шантажируя их и подчиняя своим потребностям.
Угрозы самоубийством и физическим насилием
Часто дети, испытывающие трудности в общении с родителями, пытаются привлечь их внимание, угрожая покончить с собой, если они не перестанут так себя вести.
Побои, затрещины
Это уже непосредственно физическое насилие.
Изоляция
Публичное унижение
Некоторые родители имеют привычку воспитывать детей пристыживанием при посторонних людях.
Критика
Сарказм
Жестокая насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом, всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека.
Запугивание Богом
Основной принцип запугивания, это манипуляция другим человеком ради своих целей, вопреки интересам другого человека (если ты не перестанешь себя плохо вести, Бог тебя накажет, и ты будешь гореть в аду).
Разрушение личных вещей.
Для контроля над другим человеком, преследуя цель подчинения, причинением эмоциональной травмы, обидчик способен разрушить личные вещи жертвы. Как правило, выбираются «любимые» вещи, так как с помощью их, можно быстрее достичь желаемого результата унижения и оскорбления.
Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия
Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие: безработица или низкая материальная обеспеченность; алкоголизм одного или обоих родителей; одиночество или распавшийся брак; серьезные жилищные трудности, усиливающие напряженность; озлобленность родителей или разочарованность жизненной ситуацией; физическое или психическое переутомление; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие привязанности к ребенку; чрезмерная требовательность; рождение другого ребенка; большое количество детей; нежеланное рождение ребенка (например, как повод и принуждение к браку); рождение ребенка с физическими и психическими недостатками; своеобразное поведение ребенка: упрямство, нарочитый отказ выполнять установленный режим, посещать детские учреждения, воровство, ложь и т.д.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями являются:
— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;
— ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
— «сексуализация поведения» — постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, что является последствием рано начавшегося и продолжающегося длительное время сексуального насилия;
— формирование модели «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения;
— выработка защитной «стратегии выживания», расщеплении образа Я: отчуждения от собственного тела, тело воспринимается как не свое («то, что происходит с телом, — это происходит не со мной»), ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия;
— наличие одновременно и любви и ненависти к тому человеку, который подвергал ребёнка насилию;
— ощущение беспомощности;
— восприятие себя как плохого, чувство вины, депрессия.
Социальная проблема насилия и способы её решения
Таким образом, оправдание или осуждение насилия зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. Однако в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие.
В теории и практике социальной работы в настоящее время также существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. В соответствии с одними внимание акцентируется на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические проблемы насильника) либо психосоциальных факторов (внутрисемейные взаимоотношения и семейная история). Согласно другим подходам отмечается воздействие таких ситуативных факторов, как наркотическое или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость жертвы, провокационное поведение со стороны жертвы, дестабилизирующее влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы насильника, его социальная изоляция) и др.
В результате применения тех или иных подходов отечественные и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает следующее:
— насильственные действия чаще совершаются по отношению к женщинам и детям;
— самыми распространенными видами насилия являются: психологическое и физическое;
— насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди;
— насилие повторяющееся явление;
— потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях;
— частота насилия не связана с этнической принадлежностью;
— удельный вес душевнобольных 10-15 %, психологические расстройства (депрессии) составляют 60 %;
— насилие чаще сохраняется в семьях, где брак сохраняется ради детей;
— семейное насилие носит циклический характер.