МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
У ДЕТЕЙ ДО 3-Х ЛЕТ:
- трудности вербализации,
- тревога,
- боязливость,
- спутанность чувств,
- чувство беспомощности и испорченности,
- чувство вины, стыда, отвращения,
- регрессивное поведение: сосание пальцев, лепетная речь, энурез.
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- отстранённость/аутизация, поведения
- агрессия,
- открытая мастурбация,
- несвойственные возрасту знания об особенностях сексуального поведения,
- несвойственные возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками.
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- молчаливость либо неожиданная разговорчивость,
- нарушения сна, аппетита,
- ощущение «грязного тела»,
- стремление полностью закрыть тело одеждой даже, если в этом нет необходимости,
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение,
- сексуальные действия с другими детьми,
- забота о своей безопасности или о безопасности других.
У ДЕТЕЙ 9-13 ЛЕТ:
- характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также:
- депрессия,
- диссоциативные эпизоды, чувство потери ощущений,
- изоляция в отношениях,
- манипуляция другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения,
- противоречивое поведение,
- желание и планы мести.
У ПОДРОСТКОВ 13-18 ЛЕТ:
- чувство вины, стыда, отвращения,
- амбивалентные чувства по отношению к взрослым,
- несформированность, социальных ролей и собственной позиции в семье,
- чувство собственной ненужности,
- уходы/побеги из дома или других институциональных учреждений,
- агрессия,
- саморазрушающее поведение и суицидальные проявления,
- избегание физической и эмоциональной интимности,
- непоследовательность и противоречивость поведения,
- посттравматические срывы: алкоголь, наркотики, загулы.
КАК ПОМОЧЬ
Общий алгоритм работы
- Психологическая работа с ребенком обязательно должна включать в себя несколько этапов:
- Подготовка к работе.
- Составление примерного плана работы.
- Установление контакта с ребенком, восстановление вместе с ним картины произошедшего.
- Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком актуальной ситуации:
- его физического (соматического) состояния;
- качества его настроения;
- его поведения и общего психологического состояния.
- Диагностика особенностей психологического развития ребенка:
- эмоционально-личностных отношений;
- акцентуаций характера и психических отклонений.
- Выстраивание стратегии работы с ребенком. Выделение основных направлений этой работы
ДИАГНОСТИКА, ПРОВЕДЕННАЯ В НАЧАЛЕ РАБОТЫ И ПО ЕЕ ОКОНЧАНИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА И ПОКАЗАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА
В ЦЕЛОМ
(ПОМИМО ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОНИМАНИЕ АКТУАЛЬНОГО, ВЫЗВАННОГО ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ, СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА, НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)